Развитие познавательного общения ребенка со взрослым |
♦ вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы, делайте его полноправным участником беседы; ♦ обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления, опираясь на опыт ребенка. |
Развитие личностной формы общения |
♦ обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей, например рассказы ♦ во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки. |
Формирование навыков культуры общения со сверстниками |
♦ учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками; ♦ не оставляйте без внимания проблемы, попробуйте вместе с ним найти выход из них и возможность избежать их в дальнейшем. |
Повышение чувствительности к партнеру по общению |
♦ беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них; ♦ во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, помогите ему развить тему общения. |
Улучшение межличностных отношений ребенка в группе сверстников |
♦ поддерживайте интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в игру, сделать подарок); ♦ развивайте способность уступать, помогать взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека. |
Налаживание межличностных отношений и повышение социального статуса ребенка в группе сверстников |
♦ помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей; ♦ объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться; ♦ не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путем рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей; ♦ поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по отношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку; ♦ предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание друг к другу является необходимым условием игры, продуктивную деятельность (выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки), исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность; ♦ создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания (радость, грусть), дайте возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями. |
Формирование навыков культуры в общении со взрослыми и сверстниками |
♦ учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени; ♦ используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать; ♦ покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость. ♦ учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие; ♦ познакомьте ребенка с правилами общения: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением. |