Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве первого уровня общего образования.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
ФГОС ДО разработан с учѐтом Конвенции ООН о правах ребѐнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
На что направлен ФГОС ДО
Стандарт направлен на достижение важных целей в дошкольном образовании, среди которых выделены:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Что включает в себя ФГОС ДО
Стандарт включает в себя ряд обязательных требований :
- к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
- к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
- к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Содержание образовательной программы дошкольного образования, согласно требованиям ФГОС ДО, должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания детей:
1) социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности:
2) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
3) речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи;
4) художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
5) физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности, указанных в пункте 2.7. ФГОС ДО
Результат:
ФГОС ДО устанавливает целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями на 8 ноября 2022г.)
- Комментарии по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249)